Как научить ребенка бережно относиться к вещам?
Часто встречается ситуация, что ребенок не ценит вещи, которые с такой любовью приобрели для него родители или дедушка с бабушкой. В школе ребенок начинает терять, причем постоянно, личные вещи – от ластика и ручки до спортивного костюма или кроссовок. Любому родителю вдвойне будет неприятно, если ребенок вдруг вернется без шапки или где-то оставит шарф.
Как бороться с этой «небережливостью» родителям?
Давайте разберемся в ситуации получше.
В чем кроется причина такой безответственности?
Многие современные дети живут в полном достатке. У ребенка большое количество мягких игрушек, от которого даже рябит в глазах, множество кукол или машинок и т. д. По первому требованию покупается новая игрушка, и такая же картина наблюдается с вещами. У него их тоже очень много. При этом, если вдруг старая кофточка, которую малыш донашивает дома, вдруг будет порвана или изрезана ножницами, то никто на это не обратит внимание.
Приучать к ответственности ребенка можно уже с трехлетнего возраста. Можно просить его, причем постоянно и систематически, ставить на место обувь, вешать курточку, убирать рюкзак для детского сада.
Если посмотреть на этой со стороны детского психолога, то справиться с такой задачей весьма просто. Надо целенаправленно соблюдать всего два несложных правила.
Все, от мамы до старшей сестры или брата, должны требовать от ребенка бережного отношения к собственным вещам.
Регулярно изо дня в день, из месяца в месяц нужно указывать ребенку, что его вещи тоже имеют определенную ценность.
Есть еще несложные рекомендации о том, как вести себя в тех или иных ситуациях для того, что воспитать в ребенке бережливость.
Первое правило – объясняйте ребенку, с какой целью сделана, например, его подушка. Может прозвучать примерно такой диалог: «Коля, пойми, подушка сделана для того, чтобы на ней спать, а не кидаться ей. Представь себе, что будет, если ты регулярно будешь с ней так обращаться?».
Если ребенок просит купить десятого медведя или пятую аналогичную куклу, задайте ему вопрос: «Подумай, а насколько тебе нужна эта игрушка? У тебя ведь уже есть пять кукол Барби». Ребенок задумается и, возможно, попросит действительно необходимую ему вещь.
Сделайте в комнате уборку вместе. Разложите все по своим местам так, чтобы ребенок знал, где что он может взять.
Не покупайте вещи «тоннами». Пусть ребенок ценит каждую пару джинсов или курточку. В самом деле, зачем ему несколько курток на осенний сезон или ботинок на зиму.
Если ребенок не убрался в комнате, позвольте ему без назиданий и криков самому исправить ошибку.
Пусть привыкает к самостоятельности уже с первого класса. Дайте ему возможность самостоятельно собрать портфель и уложить спортивную форму.
Покажите на примере, как вы наводите чистоту в квартире. На вашем примере ребенок быстрее поймет, как в комнате хорошо, когда она прибрана, и как неуютно, когда там кавардак.
Самое главное при воспитании в ребенке бережливости – показать и рассказать о ценности вещей, которые его окружают. Конечно, следует учесть и то, что каждый ребенок берет пример со взрослых (и не только родителей).