Международный опыт
Международный опыт
О сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и международными организациями
Министерство образования и науки Республики Казахстан с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) сотрудничает с 1992 года.
Работа проводится на основе Страновой программы сотрудничества между ЮНИСЕФ и Правительством РК.
С Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) подписаны:
1. Двухлетний рабочий план «Социальная политика в интересах детей и управление знаниями» на 2012 – 2013 годы совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, внутренних дел, здравоохранения, юстиции.
Данный план направлен на проведение ряда исследований в области благополучия детей, совершенствование сбора и анализа данных, необходимых для принятия решений, а также на апробирование моделей эффективного бюджетного планирования в области образования, социальной защиты и здравоохранения.
2. Двухлетний скользящий план (ДСП) по охране детства на 2012-2013 г.г. «Защита детства, ориентированная на семью, и Юстиция для детей в Казахстане».
В рамках данного плана будет оказано содействие в вопросах охраны прав детей, касающихся правосудия для детей, по поддержке семьи и развития сферы социальных услуг для профилактики распада семьи, профилактике насилия, эксплуатации детей.
При поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) реализуются проекты:
– «Пять шагов реализации интегрированной модели оказания специальных социальных услуг» реализуется с августа 2011 года в трех регионах республики (в г. Астана, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях).
В результате реализации проекта предполагается совершенствование механизмов поддержки семьи, развитие социальных услуг для защиты детей.
– «Город, дружественный к ребенку» — глобальная инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), цель которой – улучшение качества жизни детей посредством признания и реализации их прав.
К инициативе с 2006 года подключились 20 городов Казахстана.
Проведены четыре Форума городов Республики Казахстан, дружественных к детям, с участием международных экспертов, заместителей акимов городов, дружественных к ребенку.
В результате в городах Республики Казахстан, реализующих международную инициативу внедряются проекты: «Поликлиники, дружественные к ребенку», «Библиотеки, дружелюбные к детям» (г. Балхаш Карагандинской области), действуют «Совет отцов» (г. Сатпаев Карагандинской области), Центр поддержки семьи и детства, Центр проблемной семьи (г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области), разработаны программы инклюзивного образования с созданием специально оборудованных комнат и организацией подвоза детей на групповые занятия (г. Сарань Карагандинской области), созданы детские маслихаты (гг. Павлодар, Аксу, Экибастуз, Балхаш, Кызылорда, Усть-Каменогрск) и др.
– «Национальная бесплатная телефонная линия «150» во всех регионах Казахстана. Любой ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, обращается на горячую линию за помощью по проблемам психологического, эмоционального, сексуального и физического насилия, пренебрежения, конфликтов с родителями, в школе, отношений с друзьями и др.
– с марта 2012 года реализуется пилотный проект «Исследование распространенности, глубинных причин, факторов риска и защиты суицидального поведения в Казахстане» в Восточно-Казахстанской области.
Проведены более 30 совместных мероприятий ( форумы, саммит, конференции, встречи, круглые столы), в том числе:
– первый Форум по охране прав детей стран Центральной Азии (в 2006 году в г. Астане);
– Детский саммит «Дети 21 века: наши права и возможности» (в ноябре 2009 года);
– Форум подростков и молодежи Казахстана «Мы – ровесники Независимости! Наша Родина — Казахстан» (в декабре 2009 года).
С Детским Фондом (ЮНИСЕФ) проведены социологические исследования:
– по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия;
– о положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе детских интернатных учреждений;
– об оценке нужд и потребностей в социальных услугах уязвимых детей и семей.
В результате совместной работы с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в республике успешно реализуются основные принципы и положения Конвенции о правах ребенка
Международное общество «SOS KINDERDORF INTERNATIONAL»
Договор между Правительством РК и Международным Обществом «SOS Kinderdorf International» о создании и деятельности SOS Детских деревень в Республике Казахстан был подписан в 1993 году и одобрен Указом Президента Республики Казахстан в 1995 году.
В соответствии с данным Указом создан Корпоративный фонд «SOS Детские деревни Казахстана».
В настоящее время в республике работают 11 детских деревень, в которых воспитывается 634 ребенка. Из 11 деревень – 3 международные негосударственные и 8 государственных.
С Международным обществом «SOS KINDERDORF INTERNATIONAL» продолжается информационно-пропагандистская работа по развитию альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Международное сотрудничество в соответствии с Конвенцией о защите детей в отношении иностранного усыновления
12 марта 2010 года подписан Закон Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления».
При поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) проведена работа по подготовке Республики Казахстан к переходу на новые стандарты по реализации положений Гаагской Конвенции.
В связи с ратификацией Гаагской конвенции налажено взаимодействие с Постоянным Бюро по Частному Международному Праву в Гааге. Проводятся встречи с представителями посольств, международными экспертами по вопросам реализации Конвенции.
В результате создана новая Национальная стратегия международного усыновления, которая сегодня успешно реализуется.
Международная организация труда по борьбе с детским трудом в Республике Казахстан (МОТ ИПЕК)
При поддержке Международной организации труда продолжается работа по совершенствованию системы мониторинга детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда.
В Алматинской области реализуется программа «Создание социального центра для детей по профилактике и предупреждению наихудших форм детского труда и защите прав детей».
Ежегодно с 1 по 12 июня проводится Национальная Информационная Кампания «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда».
В результате снижается количество детей, подвергающихся наихудшим формам эксплуатации детского труда.
Повышается уровень информированности населения, в том числе детей, о детском труде, активизируется взаимодействие государственных органов с НПО, СМИ в вопросах искоренения наихудших форм детского труда.
Международный благотворительный фонд при группе кампаний «Алтын Қыран»
Совместно с Международным благотворительным фондом при группе кампаний «Алтын Қыран» 17 мая 2011 года проведена презентация автоматизированной информационной системы ВРСПП (по выявлению риска суицидального поведения несовершеннолетних возрастной категории 12-18 лет).
Корпоративный Фонд «Фонд Евразия Центральной Азии»
Ведется работа по внедрению комплексной системы профилактики сиротства в РК, поддержке выпускников детских домов, по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
Начата разработка проекта «Планирование жизни и карьеры».
Основная идея проекта – оказание поддержки воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации в жизнь общества.
ТОО «Проктер энд Гэмбл Казахстан»
С ТОО «Проктер энд Гэмбл Казахстан» ведется пропаганда здорового образа жизни среди учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Ежегодно в общеобразовательных школах республики проводятся мероприятия в рамках программ: «Будь собой – Будь звездой», «Достигни вершины успеха» и «Здоровое поколение».
Каждый ребенок имеет право жить в семье
05.12.2013
26-27 ноября 2013 в г.Тбилиси (Грузия) состоялась международная конференция на тему «Каждый ребенок имеет право жить в семье: Подведение итогов и определение следующих шагов».
В работе конференции приняла участие от Министерства образования и науки РК Макенова А.М., руководитель управления мониторинга и информационно-аналитической деятельности Комитета по охране прав детей.
Конференция была организована Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ совместно с Парламентом Грузии, Министерством труда, здравоохранения и социальных вопросов, а также Агентством международного развития США (ЮСАИД).
Цель конференции – презентация реформы системы охраны детства в Грузии, нацеленной на поддержание наиболее уязвимых детей и семей и снижение неравенства.
С 2005 г. политика предотвращения попадания детей в интернатные учреждения развернулась по всей стране для обеспечения того, чтобы дети попадали под опеку государства только по уважительным причинам, а интернатные учреждения рассматривались как крайнее средство на крайне непродолжительный период времени.
В настоящее время, только три государственных учреждения (Дом малютки г. Тбилиси и два учреждения для детей-инвалидов) все еще работают в Грузии, по сравнению с 41 государственными учреждениями на начало 2009 г. Два государственных учреждения для детей, лишенных родительской опеки, закрыты в июле 2013 г.
Общее количество детей, живущих в государственных учреждениях, было снижено с более чем 4600 до 120 детей. Из 4600 детей, проживавших в госучреждениях в 2008 году более 2300 детей воссоединились со своими семьями, в то время как 1600 были переданы на воспитание в приемные семьи, и 700 в небольшие групповые/семейные дома. Помимо этого, 4000 детей были переданы под опеку.
В 2010 г. правительство ввело социальный пакет услуг по воссоединению в размере $50 в месяц на ребенка для семей, которые (после того, как они были признаны социальным работником безопасными) принимали назад своих детей, туда же включено страхование здоровья ребенка и бесплатные услуги дневного пребывания (при необходимости).
Услуги патроната также были расширены и усилены. В настоящее время, 1070 детей находятся в приемных семьях (постоянных, специализированных и срочных), включая 100 детей с особыми потребностями. Для детей, которые не смогли воссоединиться с семьей или не были переданы на воспитание, созданы небольшие групповые/семейные дома, в которых могут находиться не более 8-10 детей, они заменили бывшие крупные государственные учреждения. Примерно 350 мальчиков и девочек в настоящее время живут в небольших групповых/семейных домах.
Для мониторинга этого процесса организован Координационный совет по охране детства, с участием соответствующих отраслевых министерств, ключевых доноров и НПО. Реформа системы охраны детства была дополнена сильной кампанией по пропаганде и общественной осведомленности.
Школьное питание в странах мира
Российская Федерация, г. Москва
Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросу организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений г. Москвы.
Питание обучающихся организовано в соответствии с научно обоснованным меню, с использованием в рационах питания продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью.
Действует специальный сайт www.mos-pit.ru
Основная задача сайта – информирование населения о деятельности Департамента торговли и услуг города Москвы в организации школьного питания, в т. ч. о социальных проектах, автоматизированной системе расчетов за питание с применением «Карты учащегося», нормативно-правовом регулировании, повышении квалификации кадров и охране труда.
За счёт средств бюджета г. Москвы горячее питание предоставляется детям из многодетных семей, детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой, детям в приёмных семьях, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, имеющим родителей-инвалидов 1 или 2 группы.
Департамент образования проводит постоянную работу по совершенствованию организации дошкольного и школьного питания.
Основные достижения:
– внедрение научно-обоснованных 4-недельных рационов здорового питания для обучающихся и воспитанников всех видов образовательных учреждений;
– создание системы требований к качеству продукции и услуг в системе дошкольного и школьного питания и реализацию механизмов, обеспечивающих их соблюдение;
– техническое переоснащение и улучшение санитарно-технического состояния пищеблоков образовательных учреждений;
– организация питьевого режима в школах и ДОУ (бутилированная питьевая вода).
В каждой школе работают буфеты, где обучающиеся дополнительно приобретают продукты питания и напитки по своему выбору.
В каждом образовательном учреждении проводится ежедневный контроль качества питания, который осуществляет администрация и общественно-административная комиссия образовательного учреждения, а также само предприятие, организующее питание в школе.
В ряде школ г. Москвы реализуется пилотный проект по созданию новой системы организации питания на основе индустриальных технологий.
Швеция
С 1997 года в Швеции действует закон о бесплатных завтраках для детей от 7 до 16 лет. Государство вкладывает ежегодно в эту программу около 300 млн евро, чтобы каждый день 1,4 млн учеников получали горячую пищу.
С этого года всем школам предписано кормить школяров исключительно едой, одобренной диетологами.
Каждый ребенок может получить не только завтрак, но и горячий домашний обед с двумя-тремя вариантами блюд, несколькими видами салатов, супом и фруктами на десерт, а также полдник.
В столовых самообслуживание, количество подходов не ограничено. Но толкотни и базара не заметно – педагоги следят за хорошими манерами учеников и сидят за одним столом со своим классом. В меню всегда можно увидеть три основные «опции»: салаты, вторые блюда, вегетарианская кухня. Пьют в столовой воду или полупроцентное молоко.
На кухне почти не используется сахар, в школе запрещены любые сладкие напитки, чипсы, печенье, мороженое. Все это также нельзя приносить с собой. Любопытно, что дети, переставшие есть в школе сладости, и дома обходятся без пирожных и печенья.
Возможно, именно качеством школьного питания объясняется, что в Швеции один из самых низких в Европе процентов детей, страдающих ожирением.
Работа любой школьной столовой контролируется муниципалитетами: меню заранее известно и согласовано, стоимость завтраков-обедов, а также биологическая ценность рациона просчитаны. Любой желающий может проверить. Также ученые из Института общественного здоровья работают над бесплатным сайтом, где к концу года будет собрана уникальная информация о качестве питания во всех школах страны.
По компьютерным клубам
В Германии создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете и страдают компьютерной зависимостью.
На Украине, в ряде городов упорядочена деятельность компьютерных клубов и заведений, предоставляющих доступ к интернету, относительно пребывания в них несовершеннолетних детей.
Так, власти города Чернигова приняли решение о пропускном режиме для несовершеннолетних. Дети смогут пользоваться компьютерами лишь при наличии ученического билета. Кроме того, подросткам запрещается посещать такие заведения после 21.00 часов в зимнее время и после 22.00 часов летом.
В г. Киеве городской совет принял решение о мерах по предотвращению формирования и развития интернет-зависимости и зависимости от азартных и компьютерных игр среди несовершеннолетних. В частности, детям и подросткам запрещается посещать компьютерные клубы во время школьных занятий (с 8.00 до 14.00 часов, кроме каникул и выходных), а также после 21.00 часов.
Кроме того, запрещается предоставлять несовершеннолетним доступ к интернет-ресурсам, пропагандирующим порнографию, насилие, жестокость и другие асоциальные явления.
Опыт деятельности Совета по рейтингам игрового программного обеспечения (США)
Существуют несколько общепризнанных систем возрастного категорирования компьютерных игр: европейская (Pan European Game Information – PEGI); американская (Entertainment Software Rating Board – ESRB, действует в США и Канаде); японская (Computer Entertainment Rating Organization – CERO). В Австралии существует OFLC (Office of Film and Literature Classification).
Так, европейская рейтинговая система видеоигр и развлекательного программного обеспечения (PEGI) разработана Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения при поддержке Евросоюза. Она используется в 30 европейских странах, в том числе в Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии и др. При этом рейтинг игр основан на их содержании по рейтинговым системам оценки кинофильмов. Как и в США, он состоит из оценки ограничений для компьютерной игры по возрасту и до семи предупреждающих описаний игры.
Большинство игровых издательств в США пользуются системой ESRB. Знак рейтинга системы ESRB определяет возрастную категорию детей.
Деятельность Совета по рейтингам игрового программного обеспечения обеспечивается при поддержке соответствующих институтов классификации аудиовизуальной медиапродукции.
Процедура усыновления в странах мира
Беларусь
Иностранцы и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, подают необходимые документы компетентному органу государства их проживания для рассмотрения и направлении данных документов загранучреждению Республики Беларусь. При отсутствии в иностранном государстве загранучреждения Республики Беларусь функции такого учреждения осуществляют дипломатические или консульские учреждения других зарубежных государств, с которыми Республика Беларусь имеет соответствующие соглашения о защите интересов граждан Республики Беларусь.
После выполнения загранучреждением Республики Беларусь возложенных на него задач, оно в течение месяца направляет необходимые документы через Министерство иностранных дел Республики Беларусь в Национальный центр усыновления (далее -НЦУ).
НЦУ сообщает сведения о кандидатах в усыновители и ребенке, предлагаемом им для усыновления, соответствующему управлению (отделу) местного органа, по месту проживания ребенка для подготовки обоснованного мнения о целесообразности (возможности) данного усыновления, который в свою очередь направляет НЦУ обоснованное мнение о целесообразности усыновления и копии необходимых документов компетентному органу (организации) государства, представившему документы кандидатов в усыновители, гражданами (гражданином) которого они/он являются (является); кандидатам в усыновители для ознакомления и принятия решения об усыновлении данного ребенка в срок до одного месяца.
После того, как НЦУ направил необходимые документы в государство гражданства или постоянного места жительства кандидатов в усыновители, в данной стране рассматривается вопрос о выдаче согласия на принятие ребенка с целью его усыновления.
Министерство образования дает свое согласие на усыновление детей кандидатами в усыновители, проживающими на территории только тех иностранных государств, компетентные органы которых согласовали с Министерством образования процедуру международного усыновления.
В случае согласия на усыновление предложенного ребенка кандидаты в усыновители направляют в НЦУ заявление, адресованное областному суду по месту нахождения ребенка, об усыновлении данного ребенка, оформленное с учетом требований существующего Положения.
США
США приняли Акт о международном усыновлении (далее – АМУ) 6 октября 2000 года, разработали правила аккредитации агентств и утверждение персон согласно АМУ.
В США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в службу иммиграции и натурализации (далее – СИН).
В США компетентные лица ассоциации по усыновлению устанавливают соответствие жилья кандидатов в усыновители предъявляемым требованиям законодательства, проводят собеседование не только с каждым кандидатом, но и с лицами, проживающими с ними в доме. Более того, в отчете должностных лиц агентств, осуществляющих собеседование, должно быть указано как их количество, так и детально описан характер бесед со всеми членами семьи.
Оценка способностей кандидатов в усыновители включает исследование их физического, психического и эмоционального состояния, оцениваются финансовые ресурсы кандидатов в усыновители; по запросу социального работника проверяется каждый взрослый, проживающий в доме кандидатов в усыновители на наличие жестокого обращения с детьми, насилия в семье, даже если выявленные факты не привели к аресту или судимости. Дополнительно запрашивается информация об уплате налогов, аккуратности в работе с кредитами и т. д. При этом американские законы запрещают международное усыновление не гражданам США, постоянно проживающим в стране.
Агентство по усыновлению, первоначально дающее предварительную оценку кандидатам в усыновители, передает необходимые документы в Центральный Орган. Например, решение об утверждении кандидатуры в усыновители принимает директор СИН, который несет ответственность за принятие независимого решения по ходатайству о предварительном оформлении документов по усыновлению сироты.
Согласно американскому законодательству, усыновление чужого (то есть не являющегося близким родственником) ребенка возможно лишь для определенных категорий жителей США. В частности, семейная пара должна состоять в браке не менее двух лет. Если усыновить ребенка планирует незамужняя женщина или неженатый мужчина, то в этом случае они должны быть не моложе 25 лет.
Стандарты, установленные во исполнение Гаагской конвенции и АМУ, направленные на обеспечение интересов ребенка и на предотвращение похищений, продаж и торговли детьми. Вдобавок, правила нового Департамента защиты родины требуют, чтобы будущие усыновители обозначили страну усыновления в их первичном заявлении, и эти формы будут объединять требования для изучения семьи, направленного на защиту детей и гарантирование того, что будущие родители будут иметь навыки, возможности, знания и тренировку для воспитания ребенка, включая, если возможно, ребенка с особыми нуждами.
Ирландия
Создан совет, который находится в ведомстве здравоохранения, так как служба усыновления относится больше к социальным вопросам, чем к правовым.
Процесс усыновления регулируется жесткими рамками закона «Об усыновлении». Разработаны 5 государственных стандартов, обязательных к исполнению теми семьями, кто хочет взять ребенка, в том числе из-за рубежа:
– подтверждение органами полиции того, что семейная пара и каждый из супругов не совершали преступлений и правонарушений; – предоставление сертификатов о рождении, свидетельств о заключении браков, подтверждающих документов о разводе с указанием причин;
– предоставление полных сведений об имеющихся своих детях, ранее усыновленных, характеристик их здоровья, социального положения семьи;
– полных медицинских отчетов о состоянии здоровья супругов, изъявивших усыновить (удочерить) ребенка; справок о доходах.
По ирландскому законодательству ребенка можно переусыновить. По решению суда эти дети передаются в фостерную семью — эквивалент нашим детским домам семейного типа. Пока ребенок находится здесь, социальным работникам, юристам, психологам предоставляется возможность для индивидуальной разъяснительной работы с родителями. Прежде чем передать малыша в другую семью, местные органы и советы изучают возможности усыновления близкими родственниками.
Вся государственная политика строится так, что сиротство в Ирландии практически отсутствует. Так называемые индустриальные детские дома, существовавшие в 50—70-х годах, функционируют в виде церковных приютов.
Франция
Кандидаты на международное усыновление должны обращаться во Французское агентство по усыновлению или в уполномоченную организацию. Избранный посредник содействует будущим усыновителям в их действиях по усыновлению. В частности, он обязывается предоставить им информацию о субъектах, которые будут решать вопрос о предстоящем усыновлении.
Иностранное решение об усыновлении с полным правом юридически признаётся во Франции. Оно будет удовлетворено, если только иностранное решение не нарушает французский публичный порядок.
Решение о международном усыновлении может быть вынесено во Франции или в стране происхождения ребенка по выбору будущих усыновителей. Решения, вынесенные за рубежом, пользуются автоматическим признанием во Франции.
Международное усыновление производит во Франции правовые последствия полного усыновления, если в стране вынесения решения об усыновлении оно влечет окончательное и полное прекращение отношений усыновленного со своей биологической семьей. В противном случае оно приравнивается к простому усыновлению.
При полном усыновлении усыновляемый теряет всякую связь со своей прежней семьей и считается ребенком усыновителя. Свидетельство о рождении ребенка полностью переделывается, он записывается в брачное свидетельство супругов, как их общий ребенок.
Ребенок считается усыновленным с момента подачи заявления. Такое усыновление не подлежит отмене. Ребенок не несет никаких обязанностей по отношению к семье его биологического родителя, также он теряет и все права в отношении данной семьи, то есть право на наследство и т.д.
По решению суда, основанного на заявлении усыновителя, фамилия ребенку присваивается или материнская, или нового отца, или будет состоять из двух фамилий (материнской и отцовской). Все другие дети, родившиеся у супругов, должны будут носить одинаковую фамилию.
При полном усыновлении существует возможность смены имени ребенка.
Родительские права осуществляются обоими родителями в одинаковой мере.
Полное усыновление ребенка супруга возможно только:
– если ребенок не был признан своим биологическим отцом,
– если отец лишен родительских прав,
– в случае смерти отца, если семья отца не интересуется ребенком.
Во всех остальных случаях действует процедура простого усыновления. При простом усыновлении у усыновляемого ребенка связи с семьей его биологического родителя сохраняются.
При простом усыновлении ребенок не приобретает права на наследство родителей усыновителя, не несет по отношению к ним юридических обязанностей.
Ребенок сохраняет связи с семьей своего биологического родителя, который может потребовать права видеться с ребенком.
Простое усыновление может быть отменено при наличии серьезных оснований. Отмена может быть потребована усыновителем по достижении ребенком 15 летнего возраста. Отмена также может быть потребована самим усыновленным по достижении им совершеннолетия, его биологическим отцом и его семьей, самой матерью или прокурором.
Италия
1-ый ЭТАП: Первым этапом для тех, кто желает усыновить иностранного ребенка, является суд по делам несовершеннолетних по их месту жительства.
Супруги представляют в канцелярию по гражданским делам «заявление о готовности» к международному усыновлению. У кандидатов в усыновители нет особого права на получение ребенка, они могут только выразить свою готовность к его усыновлению. Институт усыновления призван удовлетворить право каждого ребенка иметь семью и предоставить возможность получить ее и ребенку, оказавшемуся без семьи, а не наоборот.
К заявлению прилагаются следующие документы:
– свидетельство о рождении заявителей;
– справка о семейном состоянии;
– заявление о согласии на усыновление со стороны родителей кандидатов в усыновители в форме заявления, совершенного взамен нотариального акта перед лицом секретаря; или в случае их смерти – свидетельство о смерти родителей заявителей;
– медицинское свидетельство, выданное лечащим врачом;
– свидетельства об экономическом состоянии: мод. 101 или 740 или зарплата;
– справка из полицейской картотеки о заявителях;
– нотариальный или заменяющий его акт, свидетельствующий о том, что супруги не проживают раздельно, даже фактически.
Кандидаты в усыновители должны отвечать требованиям, предусмотренным законом:
• они должны быть супружеской парой;
• состоять в браке при подаче заявления о готовности (учитывается и добрачное сожительство супругов по крайней мере в течение 3-х лет, если оно подтверждается документами);
• не проживать раздельно, даже фактически;
• их наибольшая разница в возрасте должна быть 45 лет (наименьшая – 18 лет) в сравнении с возрастом усыновляемого ребенка;
• они должны быть способны к воспитанию, обучению и содержанию приемного ребенка (соответствие этим требованиям подлежит обследованию со стороны социальных служб после проведения первой проверки судом по делам несовершеннолетних).
2-ой ЭТАП: обследование местных социальных служб, через 4 месяца после подачи документов в суд.
Проводимая социальными службами работа направлена на составление отчета, который затем передается в суд для предоставления судье материала при оценке заявления супружеской пары.
Социальные службы, призванные выявить, обладают ли они способностью заботиться о ребенке, готовы ли они к усыновлению, позволяют ли им социально–экономические условия совершить этот шаг.
В задачи социальных служб входит и предоставление кандидатам в усыновители наиболее полной и достоверной информации об условиях, в которых живут дети в стране происхождения и о привычном для них образе жизни.
3-ий ЭТАП: Получив заключение социальных служб, суд вызывает супругов и, если сочтет целесообразным, вправе потребовать дополнительных сведений. Судья принимает решение, вынести ли постановление о пригодности к усыновлению, или же постановление о несоответствии необходимым для него требованиям.
В постановлении о пригодности к усыновлению можно указать – в интересах ребенка – и иные полезные сведения о родителях в дополнение характерных особенностей супружеской пары, чтобы содействовать подбору для усыновления наиболее подходящего ребенка, одного или нескольких.
Вынесенное судом постановление направляется в Комиссию по делам международного усыновления и в уполномоченную организацию, если она уже выбрана супругами.
4-ый ЭТАП: Получив постановление о пригодности, супруги должны начать процедуру международного усыновления до истечения 1-ого года с даты его вынесения путем обращения в одну из уполномоченных Комиссией по делам международного усыновления организаций.
На этом этапе супруги выбирают и страну, где действует та или иная уполномоченная организация. Почти все они организуют встречи, чтобы проинформировать кандидатов в усыновители о процедурах усыновления в разных странах, о действительном состоянии международного усыновления, и подготовить их – в сотрудничестве с психологами и другими специалистами – к будущей роли приемных родителей.
Обращение в уполномоченную организацию ОБЯЗАТЕЛЬНО для того, чтобы совершенное международное усыновление было действительным. Организация постоянно помогает супругам и выполняет все необходимые процедуры.
5-ый ЭТАП: Приняв от иностранных органов власти предложение о встрече с предназначенным для усыновления ребенком, организация сообщает об этом кандидатам в усыновители и, получив согласие супругов, исполняет все необходимые процедуры.
Если встреча супружеской пары с ребенком завершается вынесением положительного заключения и со стороны органа власти иностранного государства, организация предает все акты и заключения о встрече ребенка и родителей в Комиссию по делам международного усыновления в Италии, удостоверяя соответствие установленным в ст. 4 Гаагской конвенции требованиям.
В том случае, если исход встречи отрицательный, организация принимает его к сведению и сообщает об этом в итальянскую Комиссию по делам международного усыновления, представляя также отчет о причинах несоответствия подбора родителей интересам ребенка. Эти сведения весьма полезны, а скорее необходимы для следующего возможного выбора ребенка.
Кроме того, бывает, что от поступившего со стороны органов власти иностранного государства предложения ребенка на усыновление отказывается уполномоченная организация. В таком случае кандидаты в приемные родители вправе обратиться в Комиссию по делам международного усыновления в Италии, которая может не принять отказ уполномоченной организации и приступить к усыновлению напрямую, действуя вместо организации, или поручить дело завершения усыновления другой организации.
Уполномоченная организация обязана передать всю документацию о ребенке и постановление судьи иностранного государства на сохранение в Комиссию по делам международного усыновления.
6-ой ЭТАП: Получив от уполномоченной организации документы о состоявшейся встрече за рубежом и о согласии супругов, Комиссия по делам международного усыновления выдает разрешение на въезд и пребывание в Италии усыновленного ребенка, предварительно удостоверив, что усыновление отвечает нормам Гаагской конвенции.
Процедура завершается вынесением со стороны суда по делам несовершеннолетних распоряжения о регистрации постановления об усыновлении в актах гражданского состояния. Подобная регистрация находится в ведении суда по делам несовершеннолетних по месту жительства родителей на время их приезда в Италию с усыновленным ребенком (хотя и отличным от указанного в постановлении о пригодности к усыновлению).
После регистрации ребенок окончательно становится гражданином Италии и полноправным членом новорожденной «многонациональной» семьи.
Израиль
Израиль Усыновление и удочерение в Израиле осуществляется в соответствии с Законом об Усыновлении (удочерении) (хок имуц еладим).
Усыновление (удочерение) возможно только на основании решения суда по семейным делам или раввината при условии, что усыновители и усыновляемый являются евреями. Усыновляемый должен быть моложе 18 лет. Усыновители должны быть муж и жена.
Усыновление невозможно одним человеком, за исключением 2-х случаев:
– усыновитель – отец данного ребёнка;
– родители усыновляемого скончались, и усыновитель является его родственником и не состоит в браке.
Разница в возрасте между усыновляемым и усыновителем должна быть не меньше 18 лет за исключением ситуации, когда усыновитель является родителем усыновляемого. Религии обоих (усыновителя и усыновляемого) должны совпадать, то есть еврей не может усыновить не еврея.
Суд не вынесет решение об усыновлении без испытательного срока, который составляет не меньше 6 месяцев, в период которого ребёнок находится у потенциального усыновителя. Период 6 месяцев отсчитывается с момента, когда усыновитель получил ребёнка от социального работника, но суд, если считает, что в интересах усыновляемого срок следует уменьшить, то вправе это сделать. Если на момент принятия решения судом ребёнку исполнилось 9 лет или даже, если он моложе, но способен адекватно понимать происходящее, суд должен получить согласие ребёнка.
Суд не вынесет решения об усыновлении без согласия законных родителей, при этом не обязательно предупреждать их о том, кто усыновитель. Но суд в любой момент имеет право отменить усыновление, если обнаружился обман или обстоятельства, ранее не известные суду. Тогда права усыновителя в отношении усыновляемого прекращают силу. Заседания проходят при закрытых дверях, без права на публикации.
Суд не даст решения об усыновлении без заключения социального работника о том, что усыновление целесообразно.
Данный закон действует в том числе и при международном усыновлении, когда ребёнок – не израильтянин. Международное усыновление должно осуществляться с помощью Амуты по международному усыновлению. Задачи: проверка способности усыновителя усыновить и воспитывать ребёнка; медицинское состояние усыновителя; круг общения усыновителя; причины усыновления; способность усыновителя воспитывать ребенка.
Если нет оснований для усыновления, то суд на основании такого заключения откажет усыновителю.
Из опыта работы
Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (РФ, Москва)
Материалы семинара
“Прием информации, установление факта нарушения прав ребенка”
Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития
Начата реализация новой Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденной Указом Президента чуть больше месяца назад. Это документ, имеющий огромное значение для нашей страны, поставившей перед собой цель войти в сообщество наиболее развитых государств. Об узловых, принципиальных вопросах совершенствования образовательной сферы в новом десятилетии – интервью с министром образования и науки РК, видным ученым-математиком Бакытжаном ЖУМАГУЛОВЫМ.
– Бакытжан Турсынович, о вас отзываются как об опытном руководителе с системным видением ключевых проблем в той области, в которой работаете. Как это было в партии «Нур Отан», где вы прошли хорошую школу под руководством Президента страны, и в Казахском национальном университете. На страницах нашей газеты вы уже рассказывали об основных направлениях госпрограммы, но в начале года, открывающего ее реализацию, нелишне будет вернуться к этой теме. Итак, каковы общесистемные моменты в развитии казахстанской модели образования?
– В Казахстане действуют всего четыре государственные программы. Включение образования в эту «великолепную четверку» показывает, сколь большое значение ему придается в политическом курсе Лидера Нации – Президента Нурсултана Назарбаева. Казахстану нужны специалисты с современными знаниями – это было особо подчеркнуто в недавней лекции Главы государства, прочитанной в «Назарбаев Университете».
За предыдущие годы сделано очень многое. Судите сами. Принята современная законодательная база, в 2005–2010 годах реализована крупная государственная программа развития образования. Расходы на него за последние десять лет выросли ровно в десять раз.
Важным системным шагом стало приведение структуры подготовки кадров в соответствие с критериями Международной стандартной системы классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. Казахстан уверенно вошел в число лидеров по индексу развития образования для всех (ИРО-ОДВ) ЮНЕСКО, а год назад занял в нем первое место. Это результат реализации курса Главы государства на развитие интеллектуального потенциала нации.
В нашей стране функционирует Национальная система оценки качества образования, обеспечен процесс вхождения в Европейское образовательное пространство. Мы заняли пятое место по математике и одиннадцатое – по естествознанию в авторитетном международном сравнительном исследовании TIMSS.
Построено много новых школ. Если дефицит ученических мест в 2004 году превышал 200 тысяч, то сейчас составляет менее 100 тысяч, то есть сокращен практически в два раза. Школы оснащаются современным оборудованием, предметными и интерактивными кабинетами, которых за последние пять лет приобретено около 9 000.
Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр – магистр доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.
В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51-е место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию. В 38 вузах реализуется двудипломное образование с участием зарубежных университетов. Ежегодно до трех тысяч казахстанцев получают возможность обучаться в лучших университетах мира по Президентской программе «Болашак» – уникальной в мировой практике.
Имеются и многие другие достижения. Но главное, есть четкое осознание: успеха добиваются только страны, которые имеют высокий уровень образования. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.
Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. В лекции, прочитанной в «Назарбаев Университете», Глава государства отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. Со следующего года предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составит свыше 461 миллиарда тенге за 2011–2015 годы.
Внедряются принципиально новые механизмы. Прежде всего подушевое финансирование на всех уровнях образования. Сегодня по этой схеме работает высшая школа. Теперь аналогичный подход будет внедрен в дошкольном, среднем, техническом и профессиональном образовании. Деньги будут не «сидеть» в организации образования, а «ходить» за каждым обучающимся, данный механизм создаст предпосылки для развития конкуренции, то есть станет одним из инструментов повышения качества образовательных услуг.
Аналогичный подход будет и в повышении квалификации педагогов – ваучерно-модульное финансирование. Каждые несколько лет педагоги будут получать ваучеры на переподготовку и смогут выбирать, где лучше ее пройти – вплоть до зарубежных центров. Это подстегнет и казахстанские организации, заставив их серьезно задуматься о конкурентоспособности. Руководители организаций образования тоже будут обучаться современному образовательному менеджменту.
Еще один очень интересный инструмент финансирования – государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Ее внедрение даст возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать средства на оплату обучения своих детей в вузах и колледжах. Уже сейчас мы прорабатываем, как сделать эту систему максимально привлекательной и гарантированно надежной.
Еще один важный аспект, затрагивающий все уровни подготовки, – широкое внедрение электронного обучения – e-learning. В развитых странах – Японии, США, Великобритании, Финляндии, Южной Корее и других – уже выполняются национальные программы по электронному обучению. Казахстан не намерен отставать от такой тенденции. Уже к 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем на всех уровнях подготовки. В дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные обучающие игры, в средней школе – электронные учебники, в колледжах и профлицеях – виртуальные тренажеры, в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории.
– Такое «преображение» образования наверняка потребует очень больших расходов?
– Действительно, затраты нужны весьма серьезные. Но на них надо идти, чтобы не отстать от мирового процесса. К тому же, это будет вложением в будущее нашей страны, в укрепление позиций Казахстана в глобальной экономике.
– Мы разработали и представили в Правительство проект развития системы электронного обучения. В соответствии с ним организации образования планируется обеспечить широкополосным Интернетом с пропускной способностью 4–10 Мегабит в секунду, в отличие от имеющегося уровня 50–500 килобит в секунду. Потребуется приобрести порядка полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения – один компьютер на 18 учащихся – перейти к соотношению 1:1, что соответствует уровню самых развитых стран.
Будут разработаны современные интерактивные обучающие и управляющие ресурсы, содержащие текст, графику, музыку, видео и так далее. Эта работа даст огромный эффект. Пока Казахстан занимает только 69-е место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий. А с вводом системы мы получим реальные шансы войти в пятидесятку лучших. Будет резко снижено неравенство в доступе к информации между городом и сельской местностью. Произойдет прорыв и в качестве обучения.
– Здесь невозможно обойти вопрос о роли учителя, которая, видимо, должна меняться в новых реалиях? Что будет предприниматься для этого?
– Роль педагога резко возрастет. Впервые в истории Казахстана в госпрограмму включен специальный раздел «Статус педагога». Низкий социальный статус учителей приводит к потере привлекательности этой профессии для молодежи, в педвузы люди идут не по зову души, а по «остаточному принципу». В результате – низкое качество подготовки педагогов и обучения наших детей.
– Такое положение надо кардинально менять. Для этого в госпрограмме предусмотрено три направления. Во-первых, комплекс мер для профессионального совершенствования педагогов всех уровней. Ежегодно курсы повышения квалификации будут проходить более 73 тысяч учителей. К их подготовке будут подключены Президентская программа «Болашак», система дистанционного обучения, потенциал ведущих вузов страны и так далее.
– Во-вторых, существенно усилится государственная поддержка и стимулирование учительского труда. Будет задействована совершенно новая модель оплаты труда, дифференцированная в зависимости от квалификации и конечного результата. В итоге к 2015 году средняя зарплата педагогов будет приближена к уровню оплаты в частном секторе. Эти меры позволят резко повысить авторитет педагогов в обществе, и в эту профессию пойдет самая талантливая молодежь.
– В-третьих, дополнительно к материальным стимулам госпрограммой предусмотрено проведение имиджевой работы для повышения престижа педагога в обществе. В средствах массовой информации предстоит развернуть активную пропаганду высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников. Только так мы сможем создать условия для получения главного результата – воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием. Издавна на нашей земле учителя пользовались глубочайшим уважением и почетом, и такое отношение мы обязательно должны вернуть.
– Многих казахстанцев волнуют вопросы обеспеченности детей дошкольным воспитанием. Что будет делаться в этом направлении?
– Это вопрос очень большой социальной важности, ведь в 90-е годы были закрыты более 80% дошкольных организаций. В последнее время ситуация улучшается, причем весьма интенсивно. Только за последние пять лет открыто свыше четырех тысяч новых детских садов и мини-центров, охват ими детей увеличился с 20 до 41 процента.
Теперь, в соответствии с новой госпрограммой, будут параллельно решаться две главные задачи. Первая из них – продолжение роста числа дошкольных организаций. К 2020 году нужно выйти на 100-процентный охват всех нуждающихся. Такого еще никогда не было – ни при советской власти, ни в новом Казахстане. Подключаются и совершенно новые возможности. К примеру, стимулирование развития сети детских садов. Теперь они, и государственные, и частные, будут получать от государства на каждого ребенка более 170 тысяч тенге в год. Это очень серьезная поддержка.
– Вторая задача – наполнить воспитательную работу новым содержанием, соответствующим мировому уровню. Для этого будут полностью пересмотрены все программы и методики, обеспечена подготовка необходимых специалистов.
– Говоря о форсированном индустриально-инновационном развитии как главном содержании посткризисного этапа жизни страны Глава государства не раз подчеркивал особую важность подготовки специалистов среднего звена. Каковы в этом отношении ориентиры госпрограммы развития образования?
– Здесь особая роль принадлежит техническому и профессиональному образованию – ТиПО. Выступая в июне 2010 года на 23-м заседании Совета иностранных инвесторов, Президент акцентировал внимание на том, что качественная подготовка таких специалистов является не только острой необходимостью сегодняшнего дня, но и важной составляющей общего качества трудовых ресурсов и конкурентоспособности Казахстана.
– Ситуация здесь еще далека от желаемой. Так, если в странах Евросоюза данная сфера охватывает до 55–60% молодежи, то в Казахстане – менее 33%. Крайне слабо у нас внедрялись международные стандарты подготовки. Далеко не во всех наших колледжах и профессиональных школах существует достойная база для практических занятий. Наши специалисты, выходящие из стен профшкол и колледжей, мало конкурентоспособны по сравнению с зарубежными кадрами такого же уровня.
– Поэтому жизненно важным является коренная модернизация этой системы обучения по трем основным направлениям: совершенствование программ подготовки и внедрение независимой сертификации специалистов на основе международных стандартов, обеспечение высокопрофессиональной базой практики, институциональное развитие с созданием нового типа учебных организаций. В данном направлении госпрограммой предусмотрен целый комплекс мер. Поставлена задача системной модернизации ТиПО, его методологической базы и подготовки кадров.
Ключевое звено в этом процессе – самое тесное взаимодействие с работодателями на всех этапах: от анализа спроса, разработки профессиональных стандартов и программ обучения до сертификации выпускников и их востребованности на конкретных предприятиях.
В соответствии с заданиями госпрограммы доля профессиональной практики учащихся должна быть увеличена до 60%. Более 70% государственных организаций ТиПО будут переоснащены современным оборудованием и технологиями. Причем все это будет делаться на основе международного опыта, с участием работодателей, в том числе в финансировании, управлении, предоставлении практики. Это совершенно новая для Казахстана постановка задачи. Но только так мы сможем обеспечить потребности в квалифицированных кадрах среднего звена.
В таких целях министерство существенно перестраивает работу Республиканского научно-методического центра развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации. Налаживается взаимодействие с предпринимателями, их объединениями – Союзом «Атамекен», Конфедерацией работодателей и другими аналогичными структурами.
Начинается масштабная работа по международному проекту «Модернизация технического и профессионального образования» с участием Всемирного банка. Создаются межрегиональные профессиональные центры, которые в данной подотрасли будут такими же «точками роста», как «Назарбаев Университет» – в высшем образовании. Вслед за этими структурами будем подтягивать уровень всех организаций технического и профессионального образования.
Но только совершенствования качества ТиПО недостаточно, необходимо создать для него соответствующую базу в средней школе. Посмотрите на мировой опыт. За рубежом среднее образование имеет два главных отличия от нашей системы. Во-первых, оно не 11-летнее, как у нас, а 12- или даже 13-летнее. Во-вторых, два-три последних года обучения идет профильная подготовка, адаптирующая выпускников к избранной сфере профессиональной деятельности или дальнейшей учебы. Естественно, такая профориентация обеспечивает следующие ступени образования – ТиПО и вузы – существенно более подготовленной молодежью. У нас же никакой дифференциации подготовки школьников нет. В итоге мы проигрываем и в качестве обучения, и в ориентации молодежи на будущую жизнь.
Поэтому одним из базовых принципов новой госпрограммы является переход на 12-летнее среднее образование. И это не просто количественное изменение.
– Существенно поменяется содержание обучения, которое в соответствии с современным мировым опытом перейдет от концепции знаний к концепции компетенций. То есть результат будет оцениваться уже не суммой усвоенных знаний, а способностью решать жизненные задачи определенного уровня. В связи с этим вспоминаются слова французского философа Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Поэтому теперь школьник будет восприниматься уже не как «сосуд для наполнения знаниями», а как творческий механизм их активного использования в жизни.
С 2015 года в старших классах средней школы будет реализована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» (11–12 классы) по двум направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое. Прием в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования. И в целом за 2015–2020 годы все среднее образование перейдет на 12-летнюю модель обучения.
Первые же пять лет реализации госпрограммы отводятся на создание необходимой базы – масштабное строительство новых школ и ресурсных центров, разработку и апробацию новых программ, образовательных стандартов, учебников и технологий обучения, подготовку кадров.
– Большой методологический задел для будущего совершенствования всей казахстанской системы среднего образования будут формировать «Назарбаев Интеллектуальные школы». Они, в соответствии с заданиями госпрограммы, не только вырастут в числе – с 6 до 20, но и станут базовой площадкой для отработки новых моделей и технологий обучения, которые затем будут распространяться и на другие организации образования.
– А какие преобразования предусмотрены госпрограммой для высшей школы?
– Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Вы знаете, что в наследство от советской системы нам досталось искусственное разделение сфер высшего образования и науки, чего совершенно нет в развитых странах. Там университеты выступают одним из главных форпостов развития современной науки. А научные исследования с обязательным участием в них обучающейся молодежи расцениваются как неотъемлемая часть подготовки специалистов.
Долгие годы преодолеть такое разделение не удавалось. Результаты – недостаточный по современным меркам уровень подготовки вузовских выпускников, старение научных кадров, крайне неэффективное использование вузовского потенциала для исследовательской деятельности. А ведь все преподаватели, имеющие ученые степени, готовились и защищали свои диссертации как ученые. Численно их намного больше, чем сотрудников чисто научных организаций, и получается, что для многих из них такая подготовка во многом не реализуется в практической деятельности, не дает отдачи.
Прорывом в данном направлении стало создание по инициативе Президента страны Нового университета в Астане, который получил право носить имя Нурсултана Назарбаева. В нем сформированы три новых научных центра международного уровня, где наука будет органически объединена с учебным процессом. Это системообразующая «точка прорыва» к новому качеству подготовки специалистов, эталон высшего учебного заведения XXI века, как отметил Глава государства в своей лекции, прочитанной в стенах этого вуза его первым студентам и преподавателям.
Также принципиальным стало введение понятия «исследовательские университеты» в новый законопроект «О науке», в настоящее время одобренный Мажилисом Парламента. Реализация данного положения поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.
В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
Требования к вузам повысятся. Вы знаете, что Казахстан пошел на существенную диверсификацию высшего образования, на равных открыв дорогу негосударственному сектору. Это положительно оценено мировым сообществом.
– Но выявились и негативные последствия – безудержный рост числа вузов, часто за счет снижения качества обучения и ограничений только «модными» специальностями – юристов, экономистов… Число вузов резко увеличилось с 60 – в 1992 году до 185 – в 2005 году. При этом «карликовые» вузы показали свою практически полную неэффективность. К нынешнему времени удалось сократить их количество до 148. И это не предел. Как показали проверки, часть этих заведений, носящих гордое имя университета, фактически не соответствуют уровню, принятому в мировой практике.
Поэтому на основе новой классификации будем повышать требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.
Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности. По данному пути уже идет «Назарбаев Университет», отработанные в нем механизмы поэтапно распространятся и на другие высшие учебные заведения. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями – такой подход широко используется в мире.
В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.
Будет достигнута цель, сформулированная Президентом страны: «Создать такие условия, чтобы любой казахстанец имел доступ к широкой системе знаний и профессиональной квалификации. Чтобы в любом возрасте он мог пройти переподготовку или приобрести новую специальность». Это концепция обучения в течение всей жизни, реализация которой является одной из главных общемировых тенденций, и Казахстан существенно продвинется в данном направлении по результатам реализации Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы.
– Бакытжан Турсынович, недавно в Сенате вы озвучили идею о привлечении в Казахстан 125 наших ученых, ранее выехавших за рубеж. Идея интересная, но как она будет реализовываться на практике?
– Суть ее состоит в привлечении в нашу науку мирового опыта организации исследований. А кто может это сделать лучше, чем казахстанцы, добившиеся успеха за рубежом, эффективно вписавшиеся в мировую научную систему?
Поэтому мы предлагаем часть из них пригласить на работу в Казахстан, чтобы под их руководством казахстанские ученые учились проводить исследования по международным стандартам. Думаю, таким образом можно создать эффективные точки роста казахстанской науки.
И речь не идет о попытке одномоментно вернуть всех успешных казахстанских ученых, выехавших за рубеж. На практике решение данной задачи может выглядеть так. Мы будем внимательно анализировать направления их исследований, отбирать наиболее соответствующие приоритетам страны. Одновременно проработаем механизмы обеспечения необходимых условий для работы и жизни – создание лабораторий мирового класса, информационно-коммуникационных систем, финансового обеспечения, к примеру, в виде грантов солидного по мировым меркам объема, жилья, достойной оплаты труда.
– На первых порах число таких грантов не может быть большим – порядка пяти или десяти. Но если они сработают, и к нам, хотя бы на несколько лет, вернутся десять специалистов высокого класса, они смогут в ближайшие годы подготовить как минимум по пять-десять казахстанских исследователей новой формации. Это станет весьма значимым шагом к новому качеству казахстанской науки.
Конечно, нельзя говорить, что в казахстанской науке нет ярких и международно признанных ученых – они есть. К примеру, в математике мог бы назвать таких известных специалистов, как лауреаты Государственной премии в области науки и техники Мухтарбай Отелбаев и Наргозы Данаев, Уалбай Умирбаев, получивший в 2007 году премию Американского математического общества – одну из самых престижных в мире, и других. У нас действует целый ряд научных школ, имеющих высокий международный авторитет в различных отраслях знания. Это наш бесценный капитал.
– Но нужно и активное освоение зарубежного опыта. В науке это может проходить, как сказано выше. А в научно-инновационной деятельности, которая столь актуальна для Казахстана, хотелось бы отметить еще один новый подход. Недавно мы совместно с Всемирным банком запустили уникальный проект «Коммерциализация технологий» общей стоимостью 75 миллионов долларов.
– Да, наша газета об этом сообщала. Как идет работа по его «раскрутке»?
– Главная цель проекта – показать, как с использованием опыта зарубежных специалистов можно организовать казахстанскую науку, чтобы она изначально была ориентирована на востребованный результат.
Конкурс заявок наших ученых для участия в данном проекте планируем объявить уже в самое ближайшее время, и решающую роль в отборе проектов сыграет Международный совет по науке и коммерциализации (МКСН). По результатам исследований будут разрабатываться стратегии их коммерциализации, продвижения на международный и казахстанский рынки. В итоге Казахстан приобретет опыт международного класса по управлению научной составляющей инновационного процесса и обученные этому опыту кадры.
– Уверен, что все вместе – и выполнение Государственной программы развития образования, и реформы в научной сфере в свете принятия нового Закона «О науке», и развитие инноваций – дадут весомый вклад в реализацию Стратегии «Казахстан-2030».
– Впечатляющие достижения нашей республики, уверенное продвижение к высокой конкурентоспособности Казахстана мы, весь кадровый потенциал научно-образовательной системы страны, связываем с Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым. И полностью поддерживаем инициативу о проведении референдума по продлению его полномочий Президента Республики Казахстан до декабря 2020 года. Это станет главным залогом достижения поставленных масштабных целей на благо каждого казахстанца.
Сания КУЧАЕВА, газета «Казахстанская правда», 11.01.2011
Актуально и своевременно о «Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы» в ВКО
23 декабря 2010 года директор Департамента по защите прав детей ВКО Исаев А.А. принял участие в прямом эфире в передаче «Акцент» на областном телевидении «Қазақстан – Өскемен». Тема: «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Исаев А.А. отметил, что это программа даст импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества. Стратегия развития Казахстана, определенная Главой государства, направлена на повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. И одним из факторов успешной реализации этой задачи является реформирование системы образования с тем, чтобы будущие специалисты были подготовлены с учетом реалий сегодняшнего дня и конкурентноспособны на международном рынке.
Телезрителей волновали вопросы перехода на 12 – летнее обучение, что это даст в дальнейшем, будет ли поставлена задача расширения сети дошкольных учреждений и как обстоят дела в нашей области по дошкольному образованию, когда планируется ликвидировать очередь в детские сады, обеспечит ли реальную отдачу в этом направлении Госпрограмма «Балапан», повысится ли заработная плата преподавателям и многое другое. Всего было задано 13 вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы.
Аркадий Анатольевич рассказал также об основных направлениях и индикаторах программы, об информатизации образования всех уровней, внедрения новых технологий обучения, подробно остановился на обновлении учебных программ, подготовки кадров высокой квалификации, создании консультационных пунктов для родителей и перспективах реализации их в нашей области.
Инвестиции в детство
Охрана и защита прав и законных интересов детей – одно из основных направлений государственной политики Казахстана. Подтверждением этому является Послание Главы нашего государства народу, направленное на повышение качества жизни общества и в первую очередь подрастающего поколения. В республике проживает около пяти миллионов детей в возрасте до 18 лет. Это почти треть населения страны. Потому в проект госпрограммы развития образования РК на 2011–2020 годы включены меры государственной защиты детей по самым важным для их полноценного роста и развития направлениям.
Они касаются школьного питания и подвоза к школам, деятельности центров адаптации несовершеннолетних, а также введения должностей специалистов по охране прав детей. Основной задачей является обеспечение доступности и качества питания школьников за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления пищи.
С 2011 года в управлениях образования областей, городов Астаны и Алматы будут созданы межведомственные экспертные группы по внедрению системы мониторинга организации качественного и безопасного школьного питания.
В 2012 году показатель охвата бесплатным питанием школьников из числа малообеспеченных семей будет включен в оценку рейтингов акимов всех уровней, а в 2020 году в эту же оценку планируется внести показатель охвата бесплатным питанием учащихся начальных и предшкольных классов.
В результате к 2015 году бесплатным качественным, сбалансированным горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями детей и санитарно-гигиеническими требованиями планируется обеспечить 100% учащихся из малообеспеченных семей, к 2020 году – 100% учеников начальных и предшкольных классов. С 2015 года намечено введение в штат общеобразовательных школ поваров и кухонных рабочих.
Госпрограммой запланировано проведение капитального ремонта и технологическое переоснащение учебных заведений. К 2020 году в 100% сельских школ будут функционировать столовые полного цикла. На основе государственно-частного партнерства в 2020-м в областныхцентрах, городах Астане и Алматы будут построены 16 энергосберегающих комбинатов школьного питания.
Теперь – о решении проблемы доставки учеников. Казахстанские школьники будут обеспечены гарантированным бесплатным проездом к месту обучения и из школы домой. В 2011-м планируется внедрить соответствующий стандарт государственной услуги. В рамках госпрограммы предусматривается обеспечить бесплатным и безопасным подвозом: к 2015 году – 80%, к 2020 году – 100% сельских школьников.
Важным шагом к улучшению условий развития наших юных граждан представляется реорганизация центров адаптации несовершеннолетних. В соответствии с Указом Главы государства от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы» центры временной изоляции, адаптации и реабилитации (ЦВИАРНы) передаются из системы Министерства внутренних дел в систему образования. После передачи они реорганизуются в центры адаптации несовершеннолетних (ЦАНы). Это решение Президента является необходимым шагом на пути к гуманизации нашего общества. Аналогичные центры уже давно созданы в России, странах Прибалтики, Западной и Восточной Европы.
Главная задача центров адаптации несовершеннолетних – оперативная помощь подросткам в выходе из кризисной ситуации, воссоединение ребенка с семьей и дальнейшее сопровождение семьи. В системе ЦАНов будут созданы службы поддержки семьи, общественные приемные, службы социально-правовой помощи. ЦВИАРНы же, как известно, были режимными объектами с круглосуточной изоляцией несовершеннолетних.
Госпрограммой запланировано увеличить численность специалистов по охране прав детей на более чем 800 человек, которые будут работать в органах опеки. В их обязанности входит выявление детей, нуждающихся в защите, охрана имущественных прав. Они готовят документы на детей, передаваемых в семьи, в том числе проекты решений акиматов для передачи ребенка под опеку или патронат, оказывают помощь опекунам и приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите подопечных. В случае необходимости разрабатывают проекты распорядительных документов об освобождении, отстранении опекунов от выполнения возложенных на них обязанностей, отмене усыновления, участвуют в судебных заседаниях по защите имущественных прав детей.
Не менее важен в деятельности этих специалистов блок мероприятий, связанных с восстановлением прав родителей, вставших на путь исправления, осознавших свои родительские ошибки. При этом очень важно своевременно начать эту работу. Так как, например, исследования московских психологов показывают, что уже на втором году лишения родительских прав 70 родителей из 100 считали, что в детском доме ребенку лучше, чем в семье. Тогда как 90% родителей в первом году с момента лишения ответили, что хотят и, во всяком случае, попытаются забрать своего ребенка из детдома.
Дети, годами находящиеся в интернатном учреждении, тоже устают ждать своих родителей. Чем меньше времени воспитанник находится в ожидании родных или подходящей для него семьи, тем больше шансов сохранить в нем веру, что он будет жить, как его более благополучные сверстники.
Сегодня работу, связанную с охраной прав 4,7 млн. детей, выполняют 392 человека, при этом один обслуживает интересы 12 тыс. детей. Тогда как по международным нормам один такой специалист должен быть на 2–3 тыс. ребят.
Расширение корпуса защитников прав детей в органах опеки и попечительства даст дополнительные возможности для обеспечения качества жизни маленьких граждан, а ребенку с трудной судьбой – шанс на своевременную помощь.
Таким образом, благодаря мероприятиям госпрограммы станет возможным формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего равенство возможностей всех детей, будь то ребенок из семьи или сирота, ученик из отдаленного села или городской школьник, в получении качественного образования и социальных благ.
Бахыт АЛИБАЕВА, заместитель председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК