Как и за что нужно хвалить ребенка
Случалось ли такое, что после того, как ребенок получил за что-либо похвалу, то эти слова в его адрес могли быть восприняты несколько иначе? Иными словами, вместо того, чтобы усваивать правила поведения, малыш начинает «расправлять хвост», хвастать, после чего с неким требованием спросить: «Мама, правда, я молодец?»
Конечно, мать это может немного смутить и загнать в тупик, но все равно она продолжит хвалить ребенка. Но в душе все же остается неприятное чувство, которое так и говорит о том, что ребенок явно начинает зазнаваться.
Чтобы этого избежать в дальнейшем, необходимо знать о некоторых правилах того, как нужно хвалить ребенка. Это является довольно важной темой, так как в воспитании ребенка играют очень важную роль поощрения и наказания.
Главным фундаментом воспитания являются именно взаимоотношения родителей со своим ребенком. И очень важно, чтобы они были искренними и душевными, но в то же время с выраженной и четкой иерархией, где родитель является лидером и авторитетом.
Итак, что же необходимо предпринимать для того, чтобы похвала правильно влияла на здравое психологическое развитие детей?
Перед тем, как дать ответ на данный вопрос, необходимо подметить, что могут быть не только такие слова, как «умница», «молодец». Это лишь родительское мягкое обращение, являющееся лишь частью поддержки ребенка. Если рассматривать это шире, то похвала – это именно то, как родители поощряют своих детей. А делать это возможно не только при помощи пары слов.
К примеру, следующие способы являются наглядным примером того, какая похвала для детей допустима и выражается в правильной форме:
1. Самое главное – это упомянуть какой-то отдельно взятый поступок. К примеру: «Какой ты оказывается внимательный! Помог найти мне сумку! Ты просто молодец!»
2. Похвала в адрес детей также должна звучать и как благодарность. Это крайне важно, особенно если ребенок действительно помог родителю в чем-либо, проявил инициативу в каком-либо полезном деле.
Нужно также знать, что в похвалах нужно обратить внимание именно на какие-то конкретные мелочи, а не на «подвиги». То есть, когда например ребенок начинает складывать игрушки в коробку, нужно похвалить его сразу же, как только в коробке оказалась первая игрушка, а не под конец, когда в ней уже оказались все.
3. Также похвала может выражаться невербальным образом, не употребляя при этом каких-либо слов. К примеру, это можно выразить смехом, одобряющим кивком, поглаживаниями по макушке. То есть, все это является поощрительными знаками, которые говорят: «Как хорошо, что ты это делаешь! Какой ты умница!»
4. Похвалу можно выражать и с помощью некоторых междометий, краткими фразами. Это допускается в тех случаях. Когда родители могут быть чем-то заняты, например, разговаривая в этот момент по телефону. Такие короткие фразы, как «Ух ты», «вот это здорово!» – ребенок начнет воспринимать это как знаком того, что родители пусть, и заняты, но они продолжают поддерживать и участвовать с ним в игре.
Похвала – это своего рода ответ на поступки детей. При помощи похвалы можно прекрасно дать понять детям, что они в какой-то момент поступают хорошо. Самое главное – родители должны сами понимать, что и к похвале детей нужно подходить грамотно.