Центр адаптации несовершеннолетних

ЦАН

О деятельности
Центров адаптации несовершеннолетних
в Республике Казахстан

В Республике Казахстан действуют 18 Центров адаптации несовершеннолетних (ЦАНов), из них 13 — в областных центрах, 5 – в городах Астана, Алматы, Семей, Жезказган и Темиртау.
Порядок деятельности ЦАНов регламентируется приказом МОН РК
от 18 июня 2013 года № 229 «Об утверждении типовых правил деятельности видов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приложение 6 «Типовые правила содержания несовершеннолетних в Центрах адаптации несовершеннолетних»).

Контингент воспитанников ЦАНов
Согласно п. 28-1) статьи 1 Закона РК «Об образовании» в ЦАНы–помещаются 4 категории несовершеннолетних:
1) безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет для установления родителей или других законных представителей;
2) детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся;
3) детей, направляемых в специальные организации образования;
4) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации (18.02.2014 г. внесены поправки в ЗРК «Об образовании» (ст.1 п.28-1), в ЗРК «О правах ребенка» (ст. 30 п.1) и ЗРК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»( ст.11 п. 1 п.п. 4).

Прием и содержание несовершеннолетних в ЦАНах
За 4 года (с 2011 по 2014 гг.) в ЦАНы были помещены 23 611 несовершеннолетних. Львиную долю составляют безнадзорные и беспризорные дети (19 129 чел. или 81%).
Только в 2014 году в ЦАНы поступили 6 356 несовершеннолетних, что на 182 (2%) больше, чем в 2013 году, 70 чел. (0,2%) меньше, чем в 2012 году и на 1561 чел. (6,6%) больше чем в 2011 году.

Наибольшее число несовершеннолетних поступило в 2014 году в ЦАНы:
Южно-Казахстанской области (1016 детей);
г. Алматы (898детей);
г.Астана (585 ребенка);
Восточно-Казахстанской области (г.Усть-Каменогорск ) – 530 детей;
Жамбылской области (435 ребенка);
Кызылординской области – 329 детей;
Карагандинской области (г. Темиртау) – 327 детей;
Восточно-Казахстанской области (г. Семей) — 295 детей;
Павлодарской области – 276 детей.

Из общего числа воспитанников ЦАНов наибольшее число составляют беспризорные и безнадзорные дети. Они составляют 78,8%.
В целом, по сравнению с 2011 годом наблюдается увеличение количества несовершеннолетних безнадзорников на 1093 чел. (21,3%).Это увеличение свидетельствует об улучшении работы по выявляемости детей.
Мониторинг движения несовершеннолетних в ЦАНах показывает, что 5475 (86,1%) несовершеннолетних доставлены сотрудниками органов внутренних дел, 821 (12,9%) специалистами органов образования, 3 детей — сотрудниками здравоохранения и соц.защиты, 31 – неравнодушными гражданами, 10 несовершеннолетних сами пришли в ЦАН и 16 сотрудниками ЦАНов других городов.
Социальный статус несовершеннолетних, поступивших в ЦАНы:
— из полных семей — 3381 чел. (53,1%);
— из неполных семей – 1931 чел. (30,3%);
— из организации для детей-сирот и детей ОБПР – 36 чел. (0,5%);
— оставшихся без попечения родителей – 1008 чел.(15,8%)
По гендерному составу:
Из 6174 детей: 4073 мальчика и 2283 девочек.

По возрастным категориям:
Дети (от 3 до 6 лет) – 793 чел.(12,4%)
(от 7 до 14 лет) – 2058 чел. (32,3%)
(от 15 до 18 лет) – 3505 чел.(55,1%)

Материально-техническая оснащенность ЦАНов
Для приема, содержания, адаптации несовершеннолетних в ЦАНах имеется достаточная материально – техническая база.

Штат сотрудников ЦАНов составляет 736 единиц, в т.ч. 18 директоров, 33 заместителей директоров, 181 воспитателей, 19 психологов, 28 социальных педагогов, 76 медицинских работников, 381 единиц технического персонала (в 2012 году — 709).
В 2014 году курсовую переподготовку прошли 66 сотрудников ЦАНов (в 2013 году — 95), в т.ч. 12 руководителей, 33 воспитателей, 6 психологов, 7 социальных педагогов, 7 медицинских работников и 1 служащий.
В целях повышения эффективности деятельности ЦАНов в профилактике повторного попадания в них во всех ЦАНах действуют 18 Служб поддержки семьи.

Мониторинг деятельности Служб поддержки семьи показывает, что ими в 2014 году 406 несовершеннолетним была оказана помощь, в оформлении документов 188 родителям и 406 несовершеннолетним, в трудоустройстве 1 родителя и 3 несовершеннолетним, в устройстве в специальные учреждения образования 1 родителю и 110 несовершеннолетним, даны консультации 1763 родителям и 1737 детям. Осуществлены выезды в 315 семей, в 137 учебных заведения и 84 организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация профилактической и адаптационной работы с несовершеннолетними
Причины помещения несовершеннолетних в ЦАНы: социальное неблагополучие семей, бродяжничество, отсутствие заботы со стороны родителей, асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания)и др.
Задачами ЦАНов являются обеспечение приема, кратковременное содержание, адаптация и устройство несовершеннолетних.

Анализ показывает, что ЦАНами проводится определенная работа по оказанию социально — психологической и правовой помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации.
Из 6356 воспитанников ЦАНов в 2014 году в результате проведенной работы 5173 возвращены в семьи, 687 устроены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 82 переданы по опеку, 10 на патронат, 2 на усыновление, 98 определены в специальные организации образования, 37 определены в ЦАНы других регионов РК, 7 в учреждения по типу ЦАН других стран и 14 переданы в гостевую семью.
Дети – мигранты, помещенные в ЦАНы

В 2014 году в ЦАНы поступило 657 несовершеннолетних, являющихся гражданами других стран. Из них: 433 ребенка переданы родителям или законным представителям, 193 – переданы по доверенности родственникам, 3 – переданы сотрудникам миграционной службы для последующей депортации, 1 — передан сотрудниками ЦАНов с выездом в учреждения других стран и 18 передан сотрудниками ЦАНов с выездом в учреждения других областей для дальнейшего направления в семьи.

Справочно: Доставка несовершеннолетних осуществляется согласно Соглашению о сотрудничестве государств — участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 года (приложение к Соглашению «Перечень транзитных учреждений, через которые устанавливается межгосударственная перевозка несоврешеннолетних, возвращаемых в места их постоянного проживания»).

Информация
о посещении Центра адаптации несовершеннолетних города Астаны в рамках республиканской акции
«Қазақстан балалары-Нұрлы жолмен»

28 мая 2015 года в рамках республиканской акции «Қазақстан балалары – Нұрлы жолмен», посвященной Международному дню защиты детей, руководитель Управления по защите прав детей и международного сотрудничества Комитета по охране прав детей МОН РК Кулатай Ы.К., эксперт управления Аблаев А.Т., председатель Общественного фонда «Право» Рыль О. В. посетили Центр адаптации несовершеннолетних города Астаны.
Гости поздравили детей с наступающим праздником Днем защиты детей и вручили подарки. Дети очень тепло встретили гостей. Читали стихи о лете, детстве, пели песни, исполнили танцы, выразили слова благодарности гостям. Гости пожелали детям отличных летних каникул и исполнения желаний.
Справочно: Центр адаптации несовершеннолетних города Астаны создан Постановлением акимата г.Астаны за № 103-1502 от 10.09.2013 года и действует с 23.02. 2011 года. При ЦАНе действует Служба поддержки семьи, деятельность которой направлена на оказание консультационной, психологической, справочно-информационной, социально-правовой помощи воспитанникам ЦАНов.
На сегодня в ЦАНе находится 25 несовершеннолетних, в т.ч. 2 — оставшихся без попечения родителей, 10- безнадзорных и беспризорных, 1 — направляемые в специальные организации образования для детей с девиантным поведением и 12 — несовершеннолетних находящихся в ТЖС.
В настоящее время сотрудниками ЦАНа ведется работа по дальнейшему устройству детей.

ИНФОРМАЦИЯ

об областном семинаре

27.02.2015 года, в ГУ «Центр адаптации несовершеннолетних Актюбинской области» состоялся областной семинар «Взаимодействие ЦАН с инспекторами ПДН по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и социального сиротства среди несовершеннолетних».

Цель семинара: выработать единые подходы в осуществлении взаимодействия в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности и социального сиротства среди несовершеннолетних и защиты их прав.

Проблемы во взаимодействии между инспекциями ПДН и Центром состояли в следующем:

1. Незнание многими инспекторами перечня необходимых сопроводительных документов при доставлении несовершеннолетних в ЦАН.

2. Недостаточно оперативная работа инспекторов ПДН по розыску родителей, оставивших ребенка (а иногда и 2-х – 3-х детей) в социально опасном положении, что, в конечном итоге, отражается на сроках содержания этих детей в Центре.

3. Отсутствие упреждающих мер в работе школьных инспекторов ПДН с неблагополучной семьей

4. Психолого-педагогическая непросвещенность инспекторов ПДН.

В работе областного семинара приняли участие: начальник отделения ЮП УАП ДВД области, подполковник полиции Исламова К.Б., начальник отдела управления образования Актюбинской области Сайлагиева Ш.А., секретарь областной КЗПН Жисова А.Е., помощник прокурора г.Актобе Ешмагамбетов Б.А., и.о.начальника отдела опеки и попечительства ГорОО Жасакбаева А.С.

В ходе семинара состоялся принципиальный и заинтересованный разговор о том, что защита прав несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации – это не только своевременное оказание ему социально-правовой, медицинской и психолого-педагогической помощи. Не менее важное, если не самое главное, значение имеют упреждающие меры по профилактике семейного неблагополучия. Именно неравнодушные школьные инспектора ПДН, зная ситуацию в семьях учащихся через классных руководителей, могут своевременно предотвратить семейные конфликты, повлиять на детско-родительские отношения и даже спасти семью от распада. Не формальный подход к исполнению своих обязанностей инспекторами ПДН поможет такой семье не скатиться до уровня асоциальной, деструктивной, асоциально-криминальной, а детям в таких семьях избежать беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

Не менее интересно прошла практическая часть семинара, которую в виде тренинга «Учет психологических особенностей детей «группы риска» в работе инспектора по делам несовершеннолетних» провела начальник кафедры управления и психологии АЮИ им.М.Букенбаева, канд.пед.наук, полковник полиции Саттарова А.Ф. Инспектора ПДН отвечали на вопросы, решали педагогические ситуации, участвовали в ролевых играх.

Воспитанники Центра порадовали участников областного семинара постановками «Театра теней» и «пальчикового» театра.

Завершился семинар рефлексией и вручением благодарственных писем.

Атырау облыстық кәмелетке толмағандарды бейімдеу Орталығында

«Әлеуметтендіру процесіндегі жеке адам және оның әлеуметтенуіне әсер етуші факторлар» атты облыстық семинар туралы

Атырау облыстық кәмелетке толмағандарды бейімдеу Орталығында 2014 жылдың 29 қазаны күні «Әлеуметтендіру процесіндегі жеке адам және оның әлеуметтенуіне әсер етуші факторлар» атты облыстық семинар өтті.

Семинар мақсаты: Жасөспірімдер арасында жағымды қарым-қатынас орнату, бір-бірін сыйлауға үйрету, отбасы бірлігін сақтап, ата-ана алдындағы парызын өтеуге, адамгершілікке, инабаттылыққа, сыйластыққа, қарым-қатынасқа, егеменді еліміздің жақсы азаматы болуға, мейірімділікке тәрбиелеу болып табылады.

Орталықтағы облыстық семинарға Орталықтың педагог қызметкерлері, «Өрлеу» Атырау облысы бойынша педагог қызметкерлерінің біліктілігін арттыру институтының курс жетекшісі Шилденова Тәжікен Қалымқызы және курс өтушілері қатысты.

Алғы сөз Орталық директорының тәрбие ісі жөніндегі орынбасары Досканова Айгүл Төлегенқызына берілді. «Орталықтың өмірімен таныстыру» баяндамасымен Орталықтың әдіскері Шамбилова Сәния Юсупқызы тыңдалды.

Орталық психологы Хамиева Оразбике Гатауқызы тәрбиеленушілерге отбасының сүйіспеншілігі туралы мағлұмат беріп, «Отбасына жүрек жылуы, мейірім болу басты қасиет» тақырыбында баяндамасы тыңдалды.

Психолог О.Хамиева орталық тәрбиеленушілерімен және қонақтарға жеті бөлімнен тұратын тренинг топтамасын өткізді.

1. Психологиялық дайындық.

2. Танысу жаттығуы.

3. Өз жақыныма сыйлық сурет салу және 2 адам болып сурет салу.

4. Психологиялық тыныс алу жаттығуы, «қайырымды жануар».

5. «Отбасы туралы» сауалнама

6. Ойын «Орын ауыстыру».

7. «Үйрек- үйрек-қаз» келген қонақтармен сергіту тренинг ойыны.

Семинарды курс жеткешісі Шилденова Тәжікен Қалымқызы қорытындылады.

Тренинг көңілді, әрі қызықты өтті балаларға және келген қонақтарға қатты ұнады. Семинар-тренинг бағдарлама бойынша концерттік шараға ұласты. Тәрбиеленушілер тақпақ, өлең, бимен өз өнерлерін көрсетіп қонақтарға үлкен әсер қалдырды. Шара соңында қонақтарға тәтті үстел ұйымдастырылды, естелікке фото суреттерге түсірілді.

Орталық қосымша білім беру педагогы: Бекбаулиева.Г.У

ИНФОРМАЦИЯ
о проведении «круглого стола»
в ГУ «ЦАН Актюбинской области»

9 октября 2014 года в Центре адаптации несовершеннолетних Актюбинской области состоялся «круглый стол» на тему: «Восстановление родительских прав: от безответственного родительства к осознанию потерь и решительным действиям». Подготовка к нему началась задолго до назначенной даты: от составления списка приглашенных родителей, установления с ними связи и обеспечения их явки, до выбора содержания, соответствующих средств и форм подачи материала – все это должно было отрезвляюще подействовать на тех отцов и матерей, кто являлся без пяти минут кандидатом на лишение родительских прав.
Для участия в работе «круглого стола» были приглашены начальник отдела управления образования Актюбинской области Сайлагиева Ш.А., секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате г.Актобе Бисенова Б.К.; инспектора по делам несовершеннолетних Заводского, Заречного и Саздинского отделов полиции; социальные педагоги школ города и родители наших бывших и сегодняшних воспитанников.
В актовом зале Центра подошедшие родители собрались возле стенда «Семья глазами детей», выставки творческих работ воспитанников ЦАН и книжной тематической рубрики «Искусство быть родителем». Каждый старался найти рисунок или поделку, изготовленную воображением и руками их детей.
В своем вступительном слове директор ЦАН Кадимова Э.М. поблагодарила всех, кто не посчитался со временем и принял приглашение участвовать в мероприятии, которое проводится согласно годового плана учебно-воспитательной работы с целью профилактики безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.
Настрой на работу родители получили в ходе тренинга «Знакомство», который провела социальный педагог Службы поддержки семьи Центра Ильясова А.А.
Далее вниманию участников и гостей был предложен видео/материал фонда «Бобек» «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Находясь под сильным впечатлением после просмотра фильма, родители приняли участие в его обсуждении по предложенным вопросам:
– Какие впечатления вызвал у вас фильм?
– Какие мысли пробудил?
– Что можете сказать об увиденном?
Кто-то не смог сдержать слез и все время сбивался с мысли, кто-то остался сидеть с опущенной головой, а кто-то от волнения смог произнести лишь одну фразу…Однако все они прекрасно понимали: это они, взрослые люди, виноваты в том, что их дети сейчас испытывают трудности в жизни, не могут жить полноценной детской жизнью.
В ходе тренинга «Ответственное родительство», родители отвечали на вопросы анкеты:
1) Что, по-Вашему, означает «ответственное родительство»?
2) Обязаны ли Вы нести ответственность в отношении своих детей? В чем состоят эти обязанности?
С анализом анкет и последующим разъяснением прав детей и
обязанностей родителей, с опорой на законодательство Республики Казахстан, выступили начальник отдела ОблУО Сайлагиева Ш.А. и секретарь КЗПН Бисенова Б.К.
Свою горькую историю, связанную с асоциальным образом жизни, в результате которой их дети оказались в детском доме, рассказали мамы, сумевшие встать на путь трезвости и вернуть себе родительские права, а главное, своих сыновей и дочерей – это Ермуханова З.К. и Друщенко Н.М. В их обращении к сидящим в зале родителям красной нитью прозвучало: не идите на поводу своих пагубных пристрастий, не теряйте своих детей, возвращать их обратно будет непросто. Нет ничего страшнее потерять доверие и любовь собственного ребенка.
Подтверждением сказанному послужила слайдовая презентация к следующим мыслям: «Любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, без всяких условий.» «Ребенок любит вас, своих родителей, просто за то, что вы его родители, ему не важно, блондинка вы или брюнетка, высокого роста или низкого, техничка или директор крупной фирмы. Он любит просто за то, что вы есть.»
«Здесь, в Центре адаптации несовершеннолетних, – продолжала выступление своих коллег заместитель директора по учебной работе Есенгужина У.И.» – для ваших детей созданы все условия: теплые спальни, 5-разовое кормление, уютные игровые. С ними работают педагоги второй, первой и высшей категорий. Однако дети всегда скучают по своим родителям и мечтают только об одном: вернуться домой.»
Демонстрация слайдов продолжилась выдержками из сочинений и писем воспитанников, в которых они передают свои переживания о разлуке с родителями и мечты о теплом доме, материнской любви и отцовской заботе.
«На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками… Хорошие дети – хорошая наша старость, плохие дети — плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее — наши дети» – прозвучали заключительным рефреном слова В.Г.Белинского.
В ходе заключительного тренинга «От сердца к сердцу», родители высказали слова благодарности организаторам «круглого стола» и пожелания друг другу: сделать все от них зависящее, чтобы восстановить родительские права и вернуть своих детей.

Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития

Начата реализация новой Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденной Указом Президента чуть больше месяца назад. Это документ, имеющий огромное значение для нашей страны, поставившей перед собой цель войти в сообщество наиболее развитых государств. Об узловых, принципиальных вопросах совершенствования образовательной сферы в новом десятилетии – интервью с министром образования и науки РК, видным ученым-математиком Бакытжаном ЖУМАГУЛОВЫМ.
– Бакытжан Турсынович, о вас отзываются как об опытном руководителе с системным видением ключевых проблем в той области, в которой работаете. Как это было в партии «Нур Отан», где вы прошли хорошую школу под руководством Президента страны, и в Казахском национальном университете. На страницах нашей газеты вы уже рассказывали об основных направлениях госпрограммы, но в начале года, открывающего ее реализацию, нелишне будет вернуться к этой теме. Итак, каковы общесистемные моменты в развитии казахстанской модели образования?
— В Казахстане действуют всего четыре государственные программы. Включение образования в эту «великолепную четверку» показывает, сколь большое значение ему придается в политическом курсе Лидера Нации – Президента Нурсултана Назарбаева. Казахстану нужны специалисты с современными знаниями – это было особо подчеркнуто в недавней лекции Главы государства, прочитанной в «Назарбаев Университете».
За предыдущие годы сделано очень многое. Судите сами. Принята современная законодательная база, в 2005–2010 годах реализована крупная государственная программа развития образования. Расходы на него за последние десять лет выросли ровно в десять раз.
Важным системным шагом стало приведение структуры подготовки кадров в соответствие с критериями Международной стандартной системы классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. Казахстан уверенно вошел в число лидеров по индексу развития образования для всех (ИРО-ОДВ) ЮНЕСКО, а год назад занял в нем первое место. Это результат реализации курса Главы государства на развитие интеллектуального потенциала нации.
В нашей стране функционирует Национальная система оценки качества образования, обеспечен процесс вхождения в Европейское образовательное пространство. Мы заняли пятое место по математике и одиннадцатое – по естествознанию в авторитетном международном сравнительном исследовании TIMSS.
Построено много новых школ. Если дефицит ученических мест в 2004 году превышал 200 тысяч, то сейчас составляет менее 100 тысяч, то есть сокращен практически в два раза. Школы оснащаются современным оборудованием, предметными и интерактивными кабинетами, которых за последние пять лет приобретено около 9 000.
Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр – магистр доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.
В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51-е место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию. В 38 вузах реализуется двудипломное образование с участием зарубежных университетов. Ежегодно до трех тысяч казахстанцев получают возможность обучаться в лучших университетах мира по Президентской программе «Болашак» – уникальной в мировой практике.
Имеются и многие другие достижения. Но главное, есть четкое осознание: успеха добиваются только страны, которые имеют высокий уровень образования. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.
Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. В лекции, прочитанной в «Назарбаев Университете», Глава государства отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. Со следующего года предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составит свыше 461 миллиарда тенге за 2011–2015 годы.
Внедряются принципиально новые механизмы. Прежде всего подушевое финансирование на всех уровнях образования. Сегодня по этой схеме работает высшая школа. Теперь аналогичный подход будет внедрен в дошкольном, среднем, техническом и профессиональном образовании. Деньги будут не «сидеть» в организации образования, а «ходить» за каждым обучающимся, данный механизм создаст предпосылки для развития конкуренции, то есть станет одним из инструментов повышения качества образовательных услуг.
Аналогичный подход будет и в повышении квалификации педагогов – ваучерно-модульное финансирование. Каждые несколько лет педагоги будут получать ваучеры на переподготовку и смогут выбирать, где лучше ее пройти – вплоть до зарубежных центров. Это подстегнет и казахстанские организации, заставив их серьезно задуматься о конкурентоспособности. Руководители организаций образования тоже будут обучаться современному образовательному менеджменту.
Еще один очень интересный инструмент финансирования – государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Ее внедрение даст возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать средства на оплату обучения своих детей в вузах и колледжах. Уже сейчас мы прорабатываем, как сделать эту систему максимально привлекательной и гарантированно надежной.
Еще один важный аспект, затрагивающий все уровни подготовки, – широкое внедрение электронного обучения – e-learning. В развитых странах – Японии, США, Великобритании, Финляндии, Южной Корее и других – уже выполняются национальные программы по электронному обучению. Казахстан не намерен отставать от такой тенденции. Уже к 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем на всех уровнях подготовки. В дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные обучающие игры, в средней школе – электронные учебники, в колледжах и профлицеях – виртуальные тренажеры, в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории.
– Такое «преображение» образования наверняка потребует очень больших расходов?
— Действительно, затраты нужны весьма серьезные. Но на них надо идти, чтобы не отстать от мирового процесса. К тому же, это будет вложением в будущее нашей страны, в укрепление позиций Казахстана в глобальной экономике.
— Мы разработали и представили в Правительство проект развития системы электронного обучения. В соответствии с ним организации образования планируется обеспечить широкополосным Интернетом с пропускной способностью 4–10 Мегабит в секунду, в отличие от имеющегося уровня 50–500 килобит в секунду. Потребуется приобрести порядка полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения – один компьютер на 18 учащихся – перейти к соотношению 1:1, что соответствует уровню самых развитых стран.
Будут разработаны современные интерактивные обучающие и управляющие ресурсы, содержащие текст, графику, музыку, видео и так далее. Эта работа даст огромный эффект. Пока Казахстан занимает только 69-е место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий. А с вводом системы мы получим реальные шансы войти в пятидесятку лучших. Будет резко снижено неравенство в доступе к информации между городом и сельской местностью. Произойдет прорыв и в качестве обучения.
– Здесь невозможно обойти вопрос о роли учителя, которая, видимо, должна меняться в новых реалиях? Что будет предприниматься для этого?
– Роль педагога резко возрастет. Впервые в истории Казахстана в госпрограмму включен специальный раздел «Статус педагога». Низкий социальный статус учителей приводит к потере привлекательности этой профессии для молодежи, в педвузы люди идут не по зову души, а по «остаточному принципу». В результате – низкое качество подготовки педагогов и обучения наших детей.
— Такое положение надо кардинально менять. Для этого в госпрограмме предусмотрено три направления. Во-первых, комплекс мер для профессионального совершенствования педагогов всех уровней. Ежегодно курсы повышения квалификации будут проходить более 73 тысяч учителей. К их подготовке будут подключены Президентская программа «Болашак», система дистанционного обучения, потенциал ведущих вузов страны и так далее.
— Во-вторых, существенно усилится государственная поддержка и стимулирование учительского труда. Будет задействована совершенно новая модель оплаты труда, дифференцированная в зависимости от квалификации и конечного результата. В итоге к 2015 году средняя зарплата педагогов будет приближена к уровню оплаты в частном секторе. Эти меры позволят резко повысить авторитет педагогов в обществе, и в эту профессию пойдет самая талантливая молодежь.
— В-третьих, дополнительно к материальным стимулам госпрограммой предусмотрено проведение имиджевой работы для повышения престижа педагога в обществе. В средствах массовой информации предстоит развернуть активную пропаганду высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников. Только так мы сможем создать условия для получения главного результата – воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием. Издавна на нашей земле учителя пользовались глубочайшим уважением и почетом, и такое отношение мы обязательно должны вернуть.
– Многих казахстанцев волнуют вопросы обеспеченности детей дошкольным воспитанием. Что будет делаться в этом направлении?
– Это вопрос очень большой социальной важности, ведь в 90-е годы были закрыты более 80% дошкольных организаций. В последнее время ситуация улучшается, причем весьма интенсивно. Только за последние пять лет открыто свыше четырех тысяч новых детских садов и мини-центров, охват ими детей увеличился с 20 до 41 процента.
Теперь, в соответствии с новой госпрограммой, будут параллельно решаться две главные задачи. Первая из них – продолжение роста числа дошкольных организаций. К 2020 году нужно выйти на 100-процентный охват всех нуждающихся. Такого еще никогда не было – ни при советской власти, ни в новом Казахстане. Подключаются и совершенно новые возможности. К примеру, стимулирование развития сети детских садов. Теперь они, и государственные, и частные, будут получать от государства на каждого ребенка более 170 тысяч тенге в год. Это очень серьезная поддержка.
— Вторая задача – наполнить воспитательную работу новым содержанием, соответствующим мировому уровню. Для этого будут полностью пересмотрены все программы и методики, обеспечена подготовка необходимых специалистов.
— Говоря о форсированном индустриально-инновационном развитии как главном содержании посткризисного этапа жизни страны Глава государства не раз подчеркивал особую важность подготовки специалистов среднего звена. Каковы в этом отношении ориентиры госпрограммы развития образования?
– Здесь особая роль принадлежит техническому и профессиональному образованию – ТиПО. Выступая в июне 2010 года на 23-м заседании Совета иностранных инвесторов, Президент акцентировал внимание на том, что качественная подготовка таких специалистов является не только острой необходимостью сегодняшнего дня, но и важной составляющей общего качества трудовых ресурсов и конкурентоспособности Казахстана.
— Ситуация здесь еще далека от желаемой. Так, если в странах Евросоюза данная сфера охватывает до 55–60% молодежи, то в Казахстане – менее 33%. Крайне слабо у нас внедрялись международные стандарты подготовки. Далеко не во всех наших колледжах и профессиональных школах существует достойная база для практических занятий. Наши специалисты, выходящие из стен профшкол и колледжей, мало конкурентоспособны по сравнению с зарубежными кадрами такого же уровня.
— Поэтому жизненно важным является коренная модернизация этой системы обучения по трем основным направлениям: совершенствование программ подготовки и внедрение независимой сертификации специалистов на основе международных стандартов, обеспечение высокопрофессиональной базой практики, институциональное развитие с созданием нового типа учебных организаций. В данном направлении госпрограммой предусмотрен целый комплекс мер. Поставлена задача системной модернизации ТиПО, его методологической базы и подготовки кадров.
Ключевое звено в этом процессе – самое тесное взаимодействие с работодателями на всех этапах: от анализа спроса, разработки профессиональных стандартов и программ обучения до сертификации выпускников и их востребованности на конкретных предприятиях.
В соответствии с заданиями госпрограммы доля профессиональной практики учащихся должна быть увеличена до 60%. Более 70% государственных организаций ТиПО будут переоснащены современным оборудованием и технологиями. Причем все это будет делаться на основе международного опыта, с участием работодателей, в том числе в финансировании, управлении, предоставлении практики. Это совершенно новая для Казахстана постановка задачи. Но только так мы сможем обеспечить потребности в квалифицированных кадрах среднего звена.
В таких целях министерство существенно перестраивает работу Республиканского научно-методического центра развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации. Налаживается взаимодействие с предпринимателями, их объединениями – Союзом «Атамекен», Конфедерацией работодателей и другими аналогичными структурами.
Начинается масштабная работа по международному проекту «Модернизация технического и профессионального образования» с участием Всемирного банка. Создаются межрегиональные профессиональные центры, которые в данной подотрасли будут такими же «точками роста», как «Назарбаев Университет» – в высшем образовании. Вслед за этими структурами будем подтягивать уровень всех организаций технического и профессионального образования.
Но только совершенствования качества ТиПО недостаточно, необходимо создать для него соответствующую базу в средней школе. Посмотрите на мировой опыт. За рубежом среднее образование имеет два главных отличия от нашей системы. Во-первых, оно не 11-летнее, как у нас, а 12- или даже 13-летнее. Во-вторых, два-три последних года обучения идет профильная подготовка, адаптирующая выпускников к избранной сфере профессиональной деятельности или дальнейшей учебы. Естественно, такая профориентация обеспечивает следующие ступени образования – ТиПО и вузы – существенно более подготовленной молодежью. У нас же никакой дифференциации подготовки школьников нет. В итоге мы проигрываем и в качестве обучения, и в ориентации молодежи на будущую жизнь.
Поэтому одним из базовых принципов новой госпрограммы является переход на 12-летнее среднее образование. И это не просто количественное изменение.
— Существенно поменяется содержание обучения, которое в соответствии с современным мировым опытом перейдет от концепции знаний к концепции компетенций. То есть результат будет оцениваться уже не суммой усвоенных знаний, а способностью решать жизненные задачи определенного уровня. В связи с этим вспоминаются слова французского философа Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Поэтому теперь школьник будет восприниматься уже не как «сосуд для наполнения знаниями», а как творческий механизм их активного использования в жизни.
С 2015 года в старших классах средней школы будет реализована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» (11–12 классы) по двум направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое. Прием в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования. И в целом за 2015–2020 годы все среднее образование перейдет на 12-летнюю модель обучения.
Первые же пять лет реализации госпрограммы отводятся на создание необходимой базы – масштабное строительство новых школ и ресурсных центров, разработку и апробацию новых программ, образовательных стандартов, учебников и технологий обучения, подготовку кадров.
— Большой методологический задел для будущего совершенствования всей казахстанской системы среднего образования будут формировать «Назарбаев Интеллектуальные школы». Они, в соответствии с заданиями госпрограммы, не только вырастут в числе – с 6 до 20, но и станут базовой площадкой для отработки новых моделей и технологий обучения, которые затем будут распространяться и на другие организации образования.
– А какие преобразования предусмотрены госпрограммой для высшей школы?
— Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Вы знаете, что в наследство от советской системы нам досталось искусственное разделение сфер высшего образования и науки, чего совершенно нет в развитых странах. Там университеты выступают одним из главных форпостов развития современной науки. А научные исследования с обязательным участием в них обучающейся молодежи расцениваются как неотъемлемая часть подготовки специалистов.
Долгие годы преодолеть такое разделение не удавалось. Результаты – недостаточный по современным меркам уровень подготовки вузовских выпускников, старение научных кадров, крайне неэффективное использование вузовского потенциала для исследовательской деятельности. А ведь все преподаватели, имеющие ученые степени, готовились и защищали свои диссертации как ученые. Численно их намного больше, чем сотрудников чисто научных организаций, и получается, что для многих из них такая подготовка во многом не реализуется в практической деятельности, не дает отдачи.
Прорывом в данном направлении стало создание по инициативе Президента страны Нового университета в Астане, который получил право носить имя Нурсултана Назарбаева. В нем сформированы три новых научных центра международного уровня, где наука будет органически объединена с учебным процессом. Это системообразующая «точка прорыва» к новому качеству подготовки специалистов, эталон высшего учебного заведения XXI века, как отметил Глава государства в своей лекции, прочитанной в стенах этого вуза его первым студентам и преподавателям.
Также принципиальным стало введение понятия «исследовательские университеты» в новый законопроект «О науке», в настоящее время одобренный Мажилисом Парламента. Реализация данного положения поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.
В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
Требования к вузам повысятся. Вы знаете, что Казахстан пошел на существенную диверсификацию высшего образования, на равных открыв дорогу негосударственному сектору. Это положительно оценено мировым сообществом.
— Но выявились и негативные последствия – безудержный рост числа вузов, часто за счет снижения качества обучения и ограничений только «модными» специальностями – юристов, экономистов… Число вузов резко увеличилось с 60 – в 1992 году до 185 – в 2005 году. При этом «карликовые» вузы показали свою практически полную неэффективность. К нынешнему времени удалось сократить их количество до 148. И это не предел. Как показали проверки, часть этих заведений, носящих гордое имя университета, фактически не соответствуют уровню, принятому в мировой практике.
Поэтому на основе новой классификации будем повышать требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.
Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности. По данному пути уже идет «Назарбаев Университет», отработанные в нем механизмы поэтапно распространятся и на другие высшие учебные заведения. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями – такой подход широко используется в мире.
В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.
Будет достигнута цель, сформулированная Президентом страны: «Создать такие условия, чтобы любой казахстанец имел доступ к широкой системе знаний и профессиональной квалификации. Чтобы в любом возрасте он мог пройти переподготовку или приобрести новую специальность». Это концепция обучения в течение всей жизни, реализация которой является одной из главных общемировых тенденций, и Казахстан существенно продвинется в данном направлении по результатам реализации Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы.
– Бакытжан Турсынович, недавно в Сенате вы озвучили идею о привлечении в Казахстан 125 наших ученых, ранее выехавших за рубеж. Идея интересная, но как она будет реализовываться на практике?
– Суть ее состоит в привлечении в нашу науку мирового опыта организации исследований. А кто может это сделать лучше, чем казахстанцы, добившиеся успеха за рубежом, эффективно вписавшиеся в мировую научную систему?
Поэтому мы предлагаем часть из них пригласить на работу в Казахстан, чтобы под их руководством казахстанские ученые учились проводить исследования по международным стандартам. Думаю, таким образом можно создать эффективные точки роста казахстанской науки.
И речь не идет о попытке одномоментно вернуть всех успешных казахстанских ученых, выехавших за рубеж. На практике решение данной задачи может выглядеть так. Мы будем внимательно анализировать направления их исследований, отбирать наиболее соответствующие приоритетам страны. Одновременно проработаем механизмы обеспечения необходимых условий для работы и жизни – создание лабораторий мирового класса, информационно-коммуникационных систем, финансового обеспечения, к примеру, в виде грантов солидного по мировым меркам объема, жилья, достойной оплаты труда.
— На первых порах число таких грантов не может быть большим – порядка пяти или десяти. Но если они сработают, и к нам, хотя бы на несколько лет, вернутся десять специалистов высокого класса, они смогут в ближайшие годы подготовить как минимум по пять-десять казахстанских исследователей новой формации. Это станет весьма значимым шагом к новому качеству казахстанской науки.
Конечно, нельзя говорить, что в казахстанской науке нет ярких и международно признанных ученых – они есть. К примеру, в математике мог бы назвать таких известных специалистов, как лауреаты Государственной премии в области науки и техники Мухтарбай Отелбаев и Наргозы Данаев, Уалбай Умирбаев, получивший в 2007 году премию Американского математического общества – одну из самых престижных в мире, и других. У нас действует целый ряд научных школ, имеющих высокий международный авторитет в различных отраслях знания. Это наш бесценный капитал.
— Но нужно и активное освоение зарубежного опыта. В науке это может проходить, как сказано выше. А в научно-инновационной деятельности, которая столь актуальна для Казахстана, хотелось бы отметить еще один новый подход. Недавно мы совместно с Всемирным банком запустили уникальный проект «Коммерциализация технологий» общей стоимостью 75 миллионов долларов.
— Да, наша газета об этом сообщала. Как идет работа по его «раскрутке»?
– Главная цель проекта – показать, как с использованием опыта зарубежных специалистов можно организовать казахстанскую науку, чтобы она изначально была ориентирована на востребованный результат.
Конкурс заявок наших ученых для участия в данном проекте планируем объявить уже в самое ближайшее время, и решающую роль в отборе проектов сыграет Международный совет по науке и коммерциализации (МКСН). По результатам исследований будут разрабатываться стратегии их коммерциализации, продвижения на международный и казахстанский рынки. В итоге Казахстан приобретет опыт международного класса по управлению научной составляющей инновационного процесса и обученные этому опыту кадры.
— Уверен, что все вместе – и выполнение Государственной программы развития образования, и реформы в научной сфере в свете принятия нового Закона «О науке», и развитие инноваций – дадут весомый вклад в реализацию Стратегии «Казахстан-2030».
— Впечатляющие достижения нашей республики, уверенное продвижение к высокой конкурентоспособности Казахстана мы, весь кадровый потенциал научно-образовательной системы страны, связываем с Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым. И полностью поддерживаем инициативу о проведении референдума по продлению его полномочий Президента Республики Казахстан до декабря 2020 года. Это станет главным залогом достижения поставленных масштабных целей на благо каждого казахстанца.

Сания КУЧАЕВА, газета «Казахстанская правда», 11.01.2011

Пролистать наверх